Сретение Господне - радость встречи

Сретение Господне - радость встречи

Сретение Господне - радость встречи

15 февраля Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господня.

Слово Сретение в переводе со славянского языка означает «встреча». Праздник Сретения Господня - это радость долгожданной встречи с Богом, Христом Спасителем, свершившейся некогда в Иерусалимском храме, происходящей и поныне в сердце каждого человека, ищущего Бога, Его Истины, сохраненной Его Церковью.

После рождения Христа святое семейство - Мария и Иосиф Обручник - отправилось в столицу древнего Иудейского Царства - Иерусалим. Богородица должна была представить своего Сына, младенца Христа, «Лицу Божьему», т.е. исполнить древний обычай, по которому всех мальчиков на сороковой день после рождения приносили в иерусалимский храм для особого чина очищения и посвящения Богу.

Так же как и любая другая иудейская женщина, Мария принесла символическую очистительную жертву Богу в благодарность за рождение сына - два голубя за Того, кто родился в мир - принести себя в жертву за павшего человека.

Пресвятая Дева, Матерь Божия, по глубокому смирению подчинилась предписанию закона. Христос, ее Сын - был принесен в храм, как обычный верующий, стремящийся к благочестивой жизни, чтобы последовать предписаниям церковных канонов.

В храме происходит очень важное событие - встреча старца Симеона и Спасителя. Каждый раз на вечернем богослужении в Церкви, когда звучат слова молитвы, родившиеся в сердце Симеона: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» - мы вспоминаем радость этого момента.

Отпускает на покой Господь человека, который согласно пророчеству не мог увидеть смерти, «доколе не увидит Христа» (Лк. 2, 25-26). Старец Симеон был священником Иерусалимского храма, богословски и филологически блестяще образованный муж, один из авторов перевода Библии на греческий язык, известного в науке как «Перевод семидесяти толковников».

По преданию к моменту встречи с Младенцем Христом, ему было уже более трехсот лет. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения; лишь обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. Невместим для сознания современного человека тот факт, что Симеон жил так экстраординарно долго. Но Церковь говорит об особом действии Промысла Божьего: слова должны были исполниться и Симеон не мог умереть, не увидев Христа.

Старец Симеон стал символом ветхозаветного народа Израильского, абсолютный смысл многовековой истории которого воплощался только в подготовке себя (и окружающего языческого мира) к встрече с грядущим Мессией и исповедании Его Спасителем всего человечества.

Вторым человеком, кому была подарена радость встречи с младенцем Христом, стала праведная Анна - простая служительница, которую современники назвали бы «церковной бабушкой», была на самом деле пророчицей из колена Асира.

Увидев рожденного Спасителя, она отправилась проповедовать о пришествии в мир Мессии «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 38). Такое ее служение, может быть стало прообразом событий - которые произойдут уже после Христова Воскресения и Вознесения - событий Пятидесятницы ( Праздника Троицы), когда Святой Дух сойдет на апостолов, учеников Христа, и когда «сыны и дщери будут пророчествовать» (Деян. 1-2).

Сретение - праздник, подразумевающий не только радостные переживания. Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказывает Ей будущее о Богомладенце и об Ее страданиях у креста Христова: "Этот Отрок будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим - восстанием". "И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на кресте".

В праздничной иконе Сретения есть эта двойственность - радость Сретения и страстная скорбь, заключенная в пророческих словах Симеона Богоприимца - Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь - отдание Сына Своего на спасение мира.

В древней Церкви цикл важнейших праздников состоял из трех - Пасхи, Пятидесятницы (Троицы) и Богоявления (Крещения Господнего). Но можно сказать, что Сретение также начали праздновать очень рано, с конца IV века, хотя тогда Праздник еще не имел своего названия, а именовался просто - «сороковым днем от Богоявления».

Святитель Григорий Палама писал, что Христос не нуждался в очищении, поскольку был зачат бессемянно и рожден непорочно: это было делом послушания. Не только закону Божию: это было совершенное послушание нового Адама в противопоставление непослушанию Адама ветхого. И если непослушание последнего привело к падению и порче, то послушание нового Адама - Христа возвратило «ослушавшуюся» человеческую природу к Богу и исцелило человека от ответственности за его непокорность.

Все справки>>


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Сретение Господне - радость встречи" в других словарях:

  • БОГОРОДИЦА — [Греч. Θεοτόκος], Дева Мария, родившая Иисуса Христа. Житие Сведения о житии Богородицы, содержащиеся в Свящ. Писании Нового Завета, не являются достаточно подробными. Здесь присутствуют лишь несколько эпизодов, связанных с именем и личностью… …   Православная энциклопедия

  • КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ — (празд. 8 июля, 22 окт.), одна из главных русских святынь, связанная с важнейшими событиями истории Российского гос ва и РПЦ XVI нач. XXI в. Явилась в Казани 8 июля 1579 г., в царствование Иоанна IV Васильевича Грозного. Списки иконы получили… …   Православная энциклопедия

  • Праздники Православной церкви —    В христ ве общепринятыми являются праздники, знаменующие собой важнейшие вехи земного пути Иисуса Христа Рождество, Крещение, Сретенье, Воскресение (Пасха), Вознесение, Троица (Пятидесятница).    Праздничный календарь Правосл. церкви… …   Религии народов современной России

  • ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ — [греч. παρουσία приход, прибытие, пришествие, присутствие], возвращение Иисуса Христа на землю в конце времен, когда мир в его нынешнем состоянии прекратит свое существование. В новозаветных текстах оно именуется «явлением» или «пришествием»… …   Православная энциклопедия

  • ГРИГОРИЙ ПАЛАМА — [Греч. Γρηγόριος Παλαμᾶς] (ок. 1296, К поль 14.11.1357, Фессалоника), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2 ю Неделю Великого поста), архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Свт. Григорий Палама. Икона. Посл. треть …   Православная энциклопедия

  • Православные праздники — или священные дни, установлены синайским законодательством и восходят ко временам Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • ИВЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ — [Ивирон, Иверон; груз. ივირონ; греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ᾿Ιβήρων], в честь Успения Пресв. Богородицы на Афоне, муж. Грузинский культурно просветительный центр, в наст. время один из крупнейших греч. мон рей Афона, 3 й после Великой Лавры и Ватопеда.… …   Православная энциклопедия

  • Праздники и посты —         Всего главных христианских праздников в году насчитывается двенадцать, по церковнославянски – двунадесять или дванадесять. Отсюда каждый из них назывался ДВУНАДЕСЯТЫМ (дванадесятым).         К двунадесятым праздникам относятся: Вход… …   Энциклопедия русского быта XIX века


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»