Сретение Господне - радость встречи

Сретение Господне - радость встречи

Сретение Господне - радость встречи

15 февраля Православная Церковь отмечает праздник Сретения Господня.

Слово Сретение в переводе со славянского языка означает «встреча». Праздник Сретения Господня - это радость долгожданной встречи с Богом, Христом Спасителем, свершившейся некогда в Иерусалимском храме, происходящей и поныне в сердце каждого человека, ищущего Бога, Его Истины, сохраненной Его Церковью.

После рождения Христа святое семейство - Мария и Иосиф Обручник - отправилось в столицу древнего Иудейского Царства - Иерусалим. Богородица должна была представить своего Сына, младенца Христа, «Лицу Божьему», т.е. исполнить древний обычай, по которому всех мальчиков на сороковой день после рождения приносили в иерусалимский храм для особого чина очищения и посвящения Богу.

Так же как и любая другая иудейская женщина, Мария принесла символическую очистительную жертву Богу в благодарность за рождение сына - два голубя за Того, кто родился в мир - принести себя в жертву за павшего человека.

Пресвятая Дева, Матерь Божия, по глубокому смирению подчинилась предписанию закона. Христос, ее Сын - был принесен в храм, как обычный верующий, стремящийся к благочестивой жизни, чтобы последовать предписаниям церковных канонов.

В храме происходит очень важное событие - встреча старца Симеона и Спасителя. Каждый раз на вечернем богослужении в Церкви, когда звучат слова молитвы, родившиеся в сердце Симеона: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» - мы вспоминаем радость этого момента.

Отпускает на покой Господь человека, который согласно пророчеству не мог увидеть смерти, «доколе не увидит Христа» (Лк. 2, 25-26). Старец Симеон был священником Иерусалимского храма, богословски и филологически блестяще образованный муж, один из авторов перевода Библии на греческий язык, известного в науке как «Перевод семидесяти толковников».

По преданию к моменту встречи с Младенцем Христом, ему было уже более трехсот лет. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения; лишь обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. Невместим для сознания современного человека тот факт, что Симеон жил так экстраординарно долго. Но Церковь говорит об особом действии Промысла Божьего: слова должны были исполниться и Симеон не мог умереть, не увидев Христа.

Старец Симеон стал символом ветхозаветного народа Израильского, абсолютный смысл многовековой истории которого воплощался только в подготовке себя (и окружающего языческого мира) к встрече с грядущим Мессией и исповедании Его Спасителем всего человечества.

Вторым человеком, кому была подарена радость встречи с младенцем Христом, стала праведная Анна - простая служительница, которую современники назвали бы «церковной бабушкой», была на самом деле пророчицей из колена Асира.

Увидев рожденного Спасителя, она отправилась проповедовать о пришествии в мир Мессии «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 38). Такое ее служение, может быть стало прообразом событий - которые произойдут уже после Христова Воскресения и Вознесения - событий Пятидесятницы ( Праздника Троицы), когда Святой Дух сойдет на апостолов, учеников Христа, и когда «сыны и дщери будут пророчествовать» (Деян. 1-2).

Сретение - праздник, подразумевающий не только радостные переживания. Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказывает Ей будущее о Богомладенце и об Ее страданиях у креста Христова: "Этот Отрок будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим - восстанием". "И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на кресте".

В праздничной иконе Сретения есть эта двойственность - радость Сретения и страстная скорбь, заключенная в пророческих словах Симеона Богоприимца - Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь - отдание Сына Своего на спасение мира.

В древней Церкви цикл важнейших праздников состоял из трех - Пасхи, Пятидесятницы (Троицы) и Богоявления (Крещения Господнего). Но можно сказать, что Сретение также начали праздновать очень рано, с конца IV века, хотя тогда Праздник еще не имел своего названия, а именовался просто - «сороковым днем от Богоявления».

Святитель Григорий Палама писал, что Христос не нуждался в очищении, поскольку был зачат бессемянно и рожден непорочно: это было делом послушания. Не только закону Божию: это было совершенное послушание нового Адама в противопоставление непослушанию Адама ветхого. И если непослушание последнего привело к падению и порче, то послушание нового Адама - Христа возвратило «ослушавшуюся» человеческую природу к Богу и исцелило человека от ответственности за его непокорность.

Все справки>>


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Сретение Господне - радость встречи" в других словарях:

  • Сретение Господне в протестантской церкви — 15 февраля 2011 г. в протестантской церкви празднуется Сретение Господне. Сретение значит встреча. Этот праздник отмечается в честь встречи Младенца Христа с благочестивым старцем Симеоном в иерусалимском храме. Традиционно Сретение символизирует …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Сретение Господне — (сретение – ст.слав. – встреча) – двунадесятый праздник православной церкви – 15 февраля. «Сретение» это встреча Иисуса Христа, принесенного родителями в храм на 40 й день после рождения, с праведным Симеоном и пророчицей Анной. Почти триста лет… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ — христианский праздник, установленный в память встречи (сретения) Богоматери и Богомладенца с праведным Симеоном Богоприимцем, которому Духом Святым было обетовано, что он не умрет, прежде чем не увидит Спасителя. По русскому поверью, праздник… …   Русская история

  • Сретение Господа Иисуса Христа в Армянской апостольской церкви — Армянская апостольская церковь отмечает Сретение Господне 14 февраля, на сороковой день после Богоявления. Праздник установлен в честь сретения (встречи) Богомладенца Иисуса со старцем Симеоном и старицей Анной в иерусалимском храме. Следуя… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Сретение — СРЕТЕНИЕ, СРЕТЕНЬЕ, я; ср. 1. Устар. и поэт. Встреча. * Феб лучезарный из морей Поднялся .. И в сретение ему Хор громких соловьёв в густых лесах раздался (Крылов). 2. В православной церкви: один из двунадесятых праздников, отмечаемый 2(15)… …   Энциклопедический словарь

  • Громницы — Статья о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Сретение Господне Громницы …   Википедия

  • Православный праздник Сретения Господня. История и традиции — 15 февраля (по старому стилю 2 февраля) Русская православная церковь торжественно отмечает великий двунадесятый непереходящий праздник Сретение Господне. Празднование Сретения отнесено ко 2 февраля по той причине, что это сороковой день от… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ИОАНН ПРЕДТЕЧА — [Иоанн Креститель; греч. ᾿Ιωάννης ὁ Πρόδρομος], крестивший Иисуса Христа, последний ветхозаветный пророк, открывший избранному народу Иисуса Христа как Мессию Спасителя (пам. 24 июня Рождество Иоанна Предтечи, 29 авг. Усекновение главы Иоанна… …   Православная энциклопедия

  • ЗААМВОННАЯ МОЛИТВА — Заамвомвонная молитва Заамвомвонная молитва [εὐχὴ ὀπισθάμβωνος, в рукописях также встречаются наименования εὐχὴ ἐπισθάμβωνος или τῆς ἀπολύσεως], молитва, читаемая священником в конце Божественной литургии, перед Пс 33. З. м. является… …   Православная энциклопедия

  • ИИСУС ХРИСТОС — [греч. ᾿Ιησοῦς Χριστός], Сын Божий, Бог, явившийся во плоти (1 Тим 3. 16), взявший на Себя грех человека, Своей жертвенной смертью сделавший возможным его спасение. В НЗ Он именуется Христом, или Мессией (Χριστός, Μεσσίας), Сыном (υἱός), Сыном… …   Православная энциклопедия

  • Православие — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»